Списание имущества с баланса – разбираемся с НДС

14.09.2021

На балансе организации находится имущество – основные средства, сырье, материалы, товары. Периодически это имущество надо с баланса списывать: при физическом и моральном износе, порче, хищении, недостаче. Возникают и чрезвычайные ситуации – пожары, наводнения. Возникает вопрос: «Что в таких случаях происходит с НДС?».

Входной НДС при списании имущества

Сегодня у ФНС России, Минфина России и арбитражных судов единое мнение: когда имущество с баланса списывается по непроизводственным причинам, входной НДС восстанавливать не нужно. Об этом пишет Минфин России в письмах от 15.05.2019 № 03-07-11/34572 и от 15.03.2018 № 03-03-06/1/15834, ссылаясь на п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость». Хотя до этого в течение многих лет налоговые органы настаивали: при списании имущества с баланса входной НДС нужно восстановить.

НДС на рыночную стоимость списанного имущества

Дальше встает вопрос: «Не нужно ли при списании имущества с баланса начислить НДС на рыночную стоимость списанного имущества?».

В указанном выше постановлении ВАС РФ пришел к следующему выводу: списание имущества с баланса не является объектом налогообложения по НДС. Но существует такой объект налогообложения, как безвозмездная передача.

Когда происходит списание имущества с баланса, то вопрос с НДС упирается в следующее: какие документы подтверждают причину выбытия этого имущества? Если первичные документы однозначно говорят, что имущество выбыло именно по указанному основанию и не передано третьим лицам, то никаких последствий по НДС нет. Но если подтверждающие документы отсутствуют, то на стоимость списанного имущества нужно начислить НДС, как при безвозмездной передаче.

Для подтверждения причины выбытия имущества нужно подготовить:

  • акт утилизации при списании продукции с истекшим сроком годности;
  • документ на сдачу оборудования в металлолом при сдаче оборудования на металлолом;
  • акт приема-передачи оргтехники специализированной организации по утилизации.

Если кроме приказа на списание подтверждающих документов нет, будьте готовы к тому, что ФНС России будет настаивать на начислении НДС на стоимость списанного имущества, да еще и по рыночной цене.

Недостача

Какие документы подтверждают недостачу?

Если недостача списывается за счет материально ответственного лица и оно возмещает сумму недостачи, то вероятность претензий со стороны ФНС России минимальна.

Основные вопросы у ФНС России возникают, когда большие суммы недостачи регулярно списываются по приказу руководителя за счет чистой прибыли.

Если виновного сотрудника нет, значит, произошло хищение. А в случае хищения следует писать заявление в полицию. Если такого заявления нет и нет претензий к материально ответственному лицу, значит, документы, подтверждающие недостачу, у организации отсутствуют. В этом случае налоговая спокойно доначисляет НДС 20 % по рыночной стоимости имущества на сумму недостачи. И арбитражная практика сложилась в пользу налоговых органов.

Потери от краж в торговле

Потери от краж в торговле неизбежны. И если организация по окончании рабочего дня просто проводит инвентаризацию и списывает похищенное как потери бизнеса без привлечения полиции – это может привести к плачевным последствиям. При проверке ФНС России доначислит НДС на эти потери по рыночной стоимости. И Верховный Суд РФ недавним определением принял сторону налоговой (Определение Верховного Суда РФ от 14.01.2021 № 304-ЭС20-21549).

Главный вывод: любое выбытие имущества с баланса важно подтверждать первичными документами. Если у организации первичных документов нет, велики риски доначисления НДС на рыночную стоимость имущества.

Вы можете бесплатно получить консультацию эксперта по теме статьи

Вы можете бесплатно открыть доступ к Системе КонсультантПлюс