Электронные трудовые книжки – к чему готовиться бухгалтеру?

18.11.2019
С 2020 года в России планируется ввести электронные трудовые книжки. Электронная трудовая книжка существует только в цифровом формате и не предусматривает физического носителя. Просмотреть сведения электронной книжки можно будет в Личном кабинете на сайте Пенсионного фонда РФ или на Портале государственных услуг РФ.

Трудовая книжка в электронном виде, безусловно, имеет ряд преимуществ. Для работников это, например, дополнительные возможности дистанционного трудоустройства и дистанционное оформление пенсий. Для работодателей это – снижение издержек на приобретение, оформление и хранение бумажных документов. Оператором электронных трудовых назначен Пенсионный фонд РФ.

Порядок перехода на электронные трудовые книжки

Каждый работник должен будет написать личное заявление, в котором сообщит, хочет он переходить на ЭТК или нет. В базе данных Пенсионного фонда РФ будет отражен этот выбор работника. Эта информация будет обязательна и для нового работодателя, если сотрудник захочет поменять место работы. Работники смогут изменить свою позицию, но только в пользу электронной трудовой книжки. Раз согласившись, отказаться от нее и  перейти обратно на бумажную будет нельзя. У тех, кто впервые устроится на работу начиная с 2021 года, трудовая книжка будет только электронной. Те граждане, которые изъявят желание перейти на электронную трудовую книжку, в 2020 году свою бумажную получат на руки. Далее информация об их трудовой деятельности будет вестись только в электронном виде. Для тех работников, которые пожелают сохранить бумажный вариант, организация должна будет вписывать информацию и в нее.

На сайте ПФР появился специальный раздел, посвященный электронным трудовым книжкам http://www.pfrf.ru/etk. В нем регулярно обновляются сведения о состоянии дел по переходу на ЭТК, размещена информация о нормативных документах и законопроектах на эту тему, а также о новой отчетности, которую в связи с этим предстоит сдавать работодателям.

Новая отчетность для работодателей

Для формирования реестра электронных трудовых книжек уже с января 2020  года работодатели начнут сдавать в ПФР еще один ежемесячный отчет – форму СЗВ-ТД. Проект формы разработан, по ней нужно будет подавать в ПФР сведения обо всех принятых и уволенных работниках и о тех, с кем произошли кадровые изменения.

С 1 января 2021 года данные о приеме и увольнение сотрудников нужно будет отправлять в ПФР на следующий день после издания приказа.

Разработана и новая форма СЗИ-ТД. В ней будет указываться вся информация о  трудовой деятельности сотрудника, ее планируется выдавать работнику по его запросу и в день увольнения.

Трудовые книжки станут электронными, а количество отчетов увеличится!

Вы можете бесплатно получить консультацию эксперта по теме статьи

Вы можете бесплатно открыть доступ к Системе КонсультантПлюс